Педагог-психолог осуществляет работу по следующим видам деятельности:
Диагностика
Комплексные срезовые обследования учащихся:
1 класс — готовность к школе, адаптация к школьному обучению;
5 класс – адаптация к среднему звену;
10 класс – профориентация.
Групповая и индивидуальная диагностика учащихся по запросу классного руководителя, родителей, администрации школы-интерната, самих учащихся.
Развивающая и коррекционная работа и психопрофилактика
Индивидуальные и подгрупповые занятия с учащимися, направленные на развитие познавательной, эмоционально-волевой сферы.
В первом классе: Формирование школьной зрелости учащихся и повышение эффективности социальной адаптации к окружающей действительности; познавательно-личностное развитие школьников.
В пятом классе: Адаптация учащихся к среднему звену школы, развитие и коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы.
С детьми, имеющими трудности в обучении: индивидуальные занятия по коррекции познавательной деятельности.
С тревожными, агрессивными, «трудными» детьми – подгрупповые арттерапевтические занятия, психопрофилактические занятия (с использованием техник – релаксационного дыхания, сказкотерапии, музыкатерапии и проч.)
С учащимися 5-10 классов – классные часы, беседы.
Программы работы с учащимися
Консультирование
Консультирование педагогов по вопросам обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся.
Консультирование родителей о школьных проблемах ребенка.
Консультирование детей и подростков – по проблемам. – Данный вид работы считаю крайне значимым, стараюсь быть добрым другом для учащихся, которые всегда могут прийти, поговорить, отдохнуть в кабинете психолога.
Просветительская работа
Участие в родительских собраниях.
Работа со стендом психолога
Участие в педсоветах.
Экспертная работа
Проведение консилиумов службы сопровождения, обследование детей для ППМК.
Организационно-методическая работа
Методическое оформление кабинета психолога.
Оформление документации.
Повышение профессионального мастерства.
Подборка диагностических и коррекционно-развивающих методик.
Посещение МО педагогов-психологов городского округа Судак
Участие в конференциях и семинарах для психологов.
Разработка и оформление программ.
В работе с детьми, применяю следующие технологии:
(ориентируясь на личностные структуры учащихся)
Информационно-коммуникационные.
С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, методическая работа.
В работе широко использую возможности средств ИКТ:
Подготовка презентаций к педсоветам, МО, мероприятиям, занятиям с учащимися;
Использование компьютерных тестов при диагностике учащихся;
Изготовление буклетов, подготовка материалов для стендов и уголка профориентации ;
Составление заключений, мониторингов, работа с документацией и прочее;
Использование ресурсов ИНТЕРНЕТА.
В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:
Цветотерапия – использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.
Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование.
Игровая терапия
По подходу к субъекту использую технологии:
Сотрудничества
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной — в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «…деятельность — взаимодействие — общение — контакт» (по А.А.Леонтьеву).
Личностно – ориентированные
Ставят в центр всей школьной психологическая система личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания школьного психолога — уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.
Гуманно – личностные
Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.
Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа для образовательных учреждений
Положение о психологической службе в школе
Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России
Нормативно-правовая документация педагога-психолога образования