ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

2024-2025 у. г.

Неделя функциональной грамотности в школе

Функциональная грамотность становится важным аспектом образования, позволяющим ученикам успешно ориентироваться в современном мире. Неделя функциональной грамотности в школе — это уникальная возможность для учащихся развить навыки, которые помогут им не только в учебе, но и в повседневной жизни.

Цель: активизация деятельности учителей общеобразовательных организаций по формированию функциональной грамотности обучающихся, создание условий для повышения качества знаний и применения фундаментальных навыков в реальных жизненных ситуациях.

В рамках недели функциональной грамотности проведены следующие мероприятия с обучающимися:

1. 1-11 класс открытые уроки и Мастер-классы: Проводятся занятия по различным темам, таким как анализ текстов, создание презентаций и работа с данными.

2. 1-11 класс Квесты и игры: Учащиеся участвуют в интерактивных мероприятиях, где применяют полученные знания на практике. Были проведены дол-игры в различных классах.

3. 10 -11 класс Дискуссии и дебаты: Обсуждение актуальных тем, что способствует развитию аргументации и публичного выступления.

4. 9-11 класс Проектная деятельность: Создание проектов, которые требуют применения различных навыков и знаний.

5. Классные часы в 5-11 классах в формате дискуссии по темам об одной из глобальных проблем человечества: «Энергетическая и сырьевая», «Мирное освоение космоса», «Использование мирового океана», «Экологическая», «Продовольственная», «Демографическая» и пр

6. Просмотр и обсуждение видеороликов:

  • 5-6 классы – мультфильм по финансовой грамотности:

— «История вещей. Деньги», 

7- 8 класс – мини проекты «Семейный бюджет»

С учителями были проведены различные мастер классы, заседания ШМО

По окончании недели функциональной грамотности важно оценить достигнутые результаты. Учителя могут провести анкетирование среди учащихся, чтобы выяснить, что нового они узнали и какие навыки развили. Также полезно организовать выставку проектов, где ученики смогут продемонстрировать свои достижения.

Неделя функциональной грамотности в школе — это не только возможность для учащихся улучшить свои навыки, но и шанс для учителей внедрить инновационные подходы в образовательный процесс. В конечном итоге, такие мероприятия способствуют подготовке ответственных и грамотных граждан, способных адаптироваться к быстро меняющемуся миру.

Автор: Сазонкина Е .Н., учитель истории и обществознания

Функциональная грамотность

О функциональной грамотности

Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности

Нормативно-правовые   документы           

Приказ  Министерства образования, науки и молодёжи Республики Крым от 20.09.2021 г. № 1487 «Об организации работы по повышению функциональной грамотности»

Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 05.10.2021 г.  № 1564 «О создании рабочей группы по организации работы развития функциональной грамотности школьников»

Документы МБОУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ «Веселовская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак на 2023-2024 учебный год (влючен в годовой план работы школы)

Функциональная грамотность

            Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA. Согласно PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся), это понятие включает:

  • читательскую грамотность,
  • математическую грамотность,
  • естественнонаучную грамотность,
  • финансовую грамотность,
  • креативное мышление,
  • глобальные компетенции

Платформа для тренировочных занятий по функциональной грамотности

Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:

− формирование банка заданий;

− формирование проектов тренировочных работ;

− прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;

− проверку развернутых ответов экспертами;

− накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.

На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.

Проведения тренировочных работ на Платформе возможны для обучающихся 8 и 9 классов. Ссылка на систему в сети «Интернет»: https://fg.resh.edu.ru/.

Подробная инструкция по работе с системой представлена в приложении    

Государственное казённое учреждение Республики Крым «Центр оценки и мониторинга качества образования»

Функциональная грамотность

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (8-9 КЛАССЫ) ПО НАПРАВЛЕНИЯМ:

Читательская грамотность                                   

Математическая грамотность                              

Естественнонаучная грамотность                     

Финансовая грамотность                                      

Креативное мышление                                          

Глобальные компетенции                                    

ЭЛЕКТРОННЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ И УЧИТЕЛЕЙ  

ОТКРЫТЫЙ БАНК ЗАДАНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ  (8-9 классы)