В переломные моменты истории, когда меняются политические, экономические, социальные условия общества, непреходящую ценность приобретает нравственная позиция каждого человека; как никогда становится актуальной проблема духовно-нравственного возрождения личности. Поэтому наш семинар посвящен организации работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся в учебной и внеучебной деятельности в условиях перехода на ФГОС.
Наш семинар призван осветить какая насущная проблема появилась в процессе воспитания обучающихся. Процесс отклонения от нравственности, потеря нравственных ориентиров, бездуховность определенной части молодежи, преступность, наркомания, алкоголизм среди подростков, бездушие, размывание четких границ между добром и злом, являются сигналом того, что появилась насущная проблема — изменение сознания людей, которое во многом зависит от ценностных ориентиров современного образования.
В условиях модернизации российского образования приоритетным направлением является дифференциация образования, личностно-ориентированный подход, учитывающие индивидуальность и склонности учащихся. В ходе нашего семинара мы постараемся показать данный аспект.
В связи с этим одной из наиболее важных проблем современности становится создание перспективной системы образования, способной подготовить растущего человека к жизни в новых условиях постиндустриальной цивилизации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1), Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (2), Национальной доктриной образования в Российской Федерации (3), система образования как социальный институт призвана обеспечить «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону» (3, с.6). Только человек, критически мыслящий, творческий, активно действующий в различных ситуациях, способен принести пользу обществу, сможет возродить духовный потенциал России.
Семинар о духовности
Духовно-нравственное воспитание — один из аспектов воспитания, направленный на усвоение подрастающими поколениями и претворение в практическое действие и поведение высших духовных ценностей.
В системе образования духовно-нравственное развитие личности — целенаправленный процесс взаимодействия педагогов и обучающихся, направленный на формирование гармоничной личности, на развитие её ценностно-смысловой сферы, посредством сообщения ей духовно-нравственных и базовых национальных ценностей. Под «духовно-нравственными ценностями» понимаются основополагающие в отношениях людей друг к другу, к семье и обществу принципы и нормы, основанные на критериях добра и зла, лжи и истины.
Духовная составляющая
В.И. Даль в «Толковом словаре живого великорусского языка» дает такое определение духовности: «Духовность — состояние духовного. Духовный, бесплотный, не телесный, из одного духа и души состоящий… все относимое к душе человека, все умственные и нравственные силы его, ум и воля».
В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «нравственность — правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение».
План выступления участников семинара
Павлык Елена Александровна — директор МБОУ
Ковалёва Ирина Борисовна — заместитель директора по УВР
Сидорова Елена Владимировна — учитель начальных классов
Видеорепортаж о проведении семинара